Обновленный дом начала XX века в Харькове

Любой архитектор знает: перестраивать всегда сложнее, чем создавать с нуля. И все-таки перестройка это всегда интересно, ведь работаешь не только с заказчиком, его задачами и мечтами, но и с контекстом, историей старого здания, его особенностями, которые подсказывают порой вынужденные, но такие любопытные решения. 

С этой точки зрения реконструкция дома в Харькове была для бюро Ryntovt Design интересным, но отнюдь не простым проектом. Во-первых, прекрасные заказчики с нестандартным видением обновленного дома: семья архитектора и дизайнера с двумя детьми, которые хотели современный, лаконичный, почти монохромный интерьер. Во-вторых, сам дом: построенный в начале XX века, довольно ветхий, но при этом расположенный в прекрасном месте Харькова – на берегу реки, с большим тенистым двором, примыкающий к еще одному старинному дому.

Работать предстояло с двумя квартирами, которые занимали весь второй этаж. Кроме того, реконструировали и внешний объем, включая входную группу и парадную, соединяющую постройку со зданием-памятником архитектуры. Изменили цвет, акцентировали вход, добавили широкую обращенную к реке и городскому скверу террасу. 

Другими словами, был старый ветхий дом, а стал концептуальный и современный. Хотя ни форма дома, ни площадь практически не изменились. Даже вид на реку, требовавший замены старых окон на панорамные, не перевесил желание архитекторов сохранить аутентичность постройки. По этой же причине для отделки крыши авторы проекты выбрали оцинкованное железо – самый распространенный кровельный материал в этой части города. А фасад плотного серого цвета позволил «утопить» постройку в тень заросшего закрытого дворика и "леса" из елей и можжевельника со стороны набережной.

Работа со старыми домами полна сюрпризов: так, уже в ходе строительства архитекторы обнаружили проблему конструктивной целостности здания, которую пришлось решать с помощью нового жесткого каркаса внутри старого здания, удерживающего стены, перекрытия и кровлю. 

Входная зона – это общественное пространство. Из нее можно попасть не только в новую квартиру на втором этаже, но и к соседям. Легкая, практически воздушная, лестница примыкает к раскрытой кирпичной кладке начала ХХ века.  Стены украшены яркой живописью, здесь ее вообще много – не зря хозяева художники.

В самой квартире на первый взгляд царит строгий минимализм, а при детальном рассмотрении отовсюду начинает проступать тема леса: это и принты на стенах, и пилонах с графичными силуэтами деревьев, и многочисленные отсылы к эко-тематике в виде высохших древесных стволов, которые служат то опорами, то перилами, то просто легким живым акцентом. 

В остальном лаконизм проявляется в лучших традициях японской эстетики. Ею же явно навеяны полупрозрачные раздвижные перегородки между кухней и гостиной, которые помогают выровнять пропорции чересчур вытянутого помещения, не лишая его при этом дневного света. Сделанная из дерева и стекла она украшена вставками из сухих трав между стеклами – неброскими, но такими красивыми, когда через них проходят лучи солнечного света.

Весь интерьер дома, хоть и аппелирует к японской и скандинавской эстетике, наполнен местными культурными кодами. Например, традиционные орнаменты можно увидеть на коврах из хлопка и карпатской шерсти, выполненных в скандинавской технике украинскими мастерами. 

Кроме того, здесь почти нет серийных предметов. Вся мебель спроектирована и произведена мастерской Ryntovt design: дерево, простота, лаконичность и тонкое деликатное исполнение.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *