Юбилей Парка Горького: как выглядел ЦПКиО 90 лет назад

12 августа один из самых модных и популярных парков Москвы отметит 90-летний юбилей. Парк Горького, ставший любимым местом отдыха горожан, за это время обзавелся собственными достопримечательностями и удивительными историями.

С помощью архивов мы решили перенестись на десятки лет назад, чтобы посмотреть, как выглядел парк в начале своего существования и сравнить с тем, что мы видим сейчас.

Пушкинская набережная.

В 1928 году на огромной территории от Крымского вала до Воробьёвых гор открылся Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО), но имя главного пролетарского писателя он получил лишь тогда, когда Максим Горький вернулся в Советскую Россию из итальянской эмиграции.

Главный вход

Если сейчас на входе в парк нас встречает роскошная арка, то раньше там стояли лишь три подобия деревянных ангаров. Они были строгие, без излишеств — ведь в стране господствовал конструктивизм с его лаконичной эстетикой. Зато революционные лозунги, портреты лидеров, знамена и афиши были неотъемлемой частью входной группы.

Эти "ангары" не просто служили входом в парк, в них располагались справочное бюро, бюро обслуживания и зал приёмов. В последних, кстати, согласно путеводителю по парку 1937 года, работали физиотерапевтические и косметические кабинеты, парикмахерская, химчистка, мелкий ремонт платья и обуви, филиал читальни и даже выставка меха и женского платья.

Нынешнюю арку, ставшую одним из самых узнаваемых символов города, возвели в 1955 году по проекту архитекторов Георгия Щуко и Ассена Спасова. Этот образец сталинского ампира с 24 колоннами, пилонами, украшенными барельефами, и двумя корпусами-циркумференциями по обеим сторонам. В пилонах в разное время располагались отделы дирекции парка, а в 70−х даже кино- и фотостудия. 

После реставрации в 2014 году в левом пилоне и антаблементе открылся музей парка, в правом — сувенирный магазин и лекторий, а на крыше — панорамная смотровая площадка.

История и метаморфозы "Девушки с веслом"

В 1935 году в парке появилась скульптура ”Девушка с веслом” как символ эмансипации и равноправия полов в СССР. Вот только застать эту обнаженную женскую фигуру, напоминающую древнегреческих богинь-копьеносиц, удалось немногим.

Инициатором установки классической скульптуры был Иван Шадр, создатель 16 памятников Ленина, знаменитой скульптуры “Булыжник — оружие пролетариата”, а также разработчик макета первых советских денег. Модель для своей скульптуры художник присмотрел в бассейне — это была юная спортсменка Вера Волошина. Ее десятиметровую статую установили в центре Фонтанной площади, но простояла она недолго — по одной из версий, нагую статую сочла слишком эротичной общественность, по другой — лично Иосиф Сталин. Якобы, увидев её в парке, он распорядился: "Убрать! Увидят и дальше не пойдут!"

Из уважения к автору статую разрешили переместить за его счёт в какой-нибудь другой город страны, но после сталинского резюме желающих приютить её не было. Лишь благодаря помощи наркома обороны Климента Ворошилова скульптура оказалась в центральном парке Луганска. И там, кстати, она прижилась. Скульптор Кирилл Афанасьев позднее написал письмо Шадру, рассказывая, что “её любил весь город. Тоненькая, стройная, она стояла в парке около ивы, у водоема”. К сожалению, статуя не пережила Великой Отечественной войны.

Судьба самой Веры Волошиной тоже сложилась трагически. В 1941 году девушка воевала в одном партизанском отряде с Зоей Космодемьянской. Раненая, она попала в руки гитлеровцев и была повешена в один день с Зоей, но обстоятельства её гибели стали известны только после войны. В 1994 году Вере было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

В 1936 году Шадр, вдохновившись гимнасткой Зоей Бедринской, вылепил другую “Девушку с веслом”, несколько поменяв трактовку женской фигуры. Впрочем, статуя и в этот раз была обнажённой, да ещё на три метра выше предшественницы. Тем не менее её приняли и установили в ЦПКиО на том же месте. Однако и это творение Шадра не дожило до наших дней — оно было демонтировано в 1950-х. Кроме многочисленных старых фотографий, сохранились скульптурный этюд первой статуи и копия головы второй. Они хранятся в Третьяковской галерее.

“Девушка с веслом” Иодко.

Этот образ стал самым популярным украшением советских парков. Различные “Девушки с веслом” во второй половине 1930-х наводнили страну, превратившись в имя нарицательное советского масскульта. Вот только оригинал, с которого снимались эти копии, принадлежал не Ивану Шадру, а другому классику советской скульптуры — Ромуальду Иодко.

Мастера, занимавшиеся “тиражированием” этих скульптур порой настолько далеко отходили от первоначальной формы, что эта скульптура в массовом сознании превратилась в китч. Один такой образчик появился в парке Горького в 2010-х по инициативе Федерации гребного спорта. Двухметровую статую установили на набережной, где она неплохо смотрелась с воды. Однако вскоре выяснилось, что новая "Девушка с веслом" притягивает к себе хулиганов. Ремонт выходил парку недешево, поэтому многострадальную статую в конце концов убрали.

Скульптура "Купальщица"

Была в парке и скульптура другой девушки, но уже без весла. Спортсменка в купальнике, которую скульптор остановил за секунду до выстрела стартового пистолета, известна под разными именами — “Пловчиха”, “Купальщица”, “Прыжок в воду”. В 1935 году её поставили на набережной в Нескучном саду, а позднее перенесли на вершину каскадного фонтана, по которому вода стекает в Москву-реку из Екатерининского пруда. 

Ныряльщица на Пушкинской набережной.

Автором был уже упомянутый Ромуальд Иодко. Он был, пожалуй, самым популярным скульптором в СССР, поэтому копии его работ массово расходились по стране. Секрет такой популярности объяснялся не только мастерством Иодко, но и тем, что в ЦПКиО в то время находилась скульптурная мастерская, выполнявшая копии на заказ.

Античность и работы Манизеров

В парке тогда располагалась копия древнегреческого “Дискобола” Мирона, но супруги Манизер, бросили ему вызов и тоже решили воспеть красоту человеческого тела.

Центральная аллея парка. Скульптура “Дискобол”.

Работы Матвея Манизера известны многим москвичам — их можно увидеть на станциях ”Площадь Революции” и “Партизанская”, а его жены — на станции ”Динамо” и “Добрынинской”.

Центральная аллея парка. Скульптура “Дискобол”.

Супруги зачастую выполняли лучшие творения сразу в двух экземплярах — для родного Ленинграда и для столицы. Так, к числу самых удачных произведений Матвея Манизера относят фигуру “Дискобола”. Моделью послужил один из первых мастеров спорта СССР гимнаст Донат Калабин. Его бронзовая статуя высотой в 245 см появился в ЦПКиО в 1935 году и до сих пор сохранилась в парке. А год спустя ее также установили в ЦПКиО имени Кирова в Ленинграде.

Скульптура “Дискоболка”.

Среди работ супруги Елены Янсон-Манизер выделялись скульптуры, изображающие нагих спортсменок — "Дискоболка" и "На буме". Первоначальный вариант "Дискоболки" в Москве не уцелел, но сохранился в Санкт-Петербурге. Другой ее работе повезло больше — бронзовая гимнастка и сейчас украшает парк. Правда, во время переездов по территории она потеряла свою опору, и вместо гимнастического бревна теперь балансирует на небольшом плоском постаменте.

Скульптура “Дискобол”.

Сохранилась ещё одна работа Елены Янсон-Манизер — “Балерина” 1938 года — моделью которой была прима двух главных театров страны Галина Уланова. Неудивительно, что эта изящная танцовщица из бронзы была установлена и в Москве, и в Ленинграде.

Античная скульптура на аллее Парка.

“Дискобол”.

“На буме”.

“Балерина”.

Ландышевая аллея

Самыми красивыми и романтичными аллеями довоенного ЦПКиО были две Ландышевые аллеи, получившие своё название по характерной форме светильников в виде цветков ландыша. Аллеи спроектировали художники-графики братья Владимир и Георгий Стенберги, прославившиеся как авторы множества советских киноплакатов.

Читальня на открытом воздухе.

Другие аллеи парка имели куда более прозаические названия — Физкультурников, Ударников, Пионеров, Кооперации и т.п. Все они были украшены цветами, которые были гордостью ЦПКиО. Парк словно продолжал традиции знаменитых оранжерей промышленника Прокопия Демидова, которые находились в Нескучном саду XVIII веке.

Отдыхающие на ландышевой аллее. 1935 год.

Зелёный театр

Спроектированный архитектором Александром Власовым деревянный Зелёный театр появился на территории парка в 1933 году. Он вмещал 20000 зрителей — почти как десять Больших театров. Ведущие театры страны специально адаптировали свои постановки для его огромной сцены под открытым небом. Например, в 1935 году там шла опера Бизе "Кармен" Большого театра, в 1936 — опера Дзержинского "Тихий Дон" Малого Ленинградского оперного театра, в 1937 — балет Асафьева "Бахчисарайский фонтан" Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова и других. 

Огромной популярностью пользовались киносеансы, для которых научно-исследовательский Институт кинематографии разработал звуковую аппаратуру, а за границей был куплен киноэкран размером с трёхэтажный дом, который прозвали “Гигант”.

29 мая 1936 году при полном аншлаге там родился новый жанр — театрализованная кинопремьера. После первого показа фильма кинорежиссёра Григория Александрова "Цирк" с Любовью Орловой в главной роли (к слову, часть фильма снималась на набережной Парка Горького) на сцену вышли актёры и общение с публикой продолжилось уже вживую. Во время Великой отечественной войны Зелёный театр сильно пострадал, и ко Всемирному фестивалю молодёжи и студентов 1957 году, который принимала Москва, его перестроили заново. При этом новую постройку отодвинули от набережной в глубь парка.

В 1989 году музыкант и продюсер Стас Намин взял находившийся в аварийном состоянии Зелёный театр в аренду на 49 лет, и с тех пор там располагается Театр музыки и драмы Стаса Намина. Там начиналась карьера рок-группы "Парк Горького" (или Gorky Park), что нашло своё отражение в названии коллектива.

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала компании Мосгортур и сотрудникам Музея Парка Горького.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *